МКОУ"Александрийская СОШ"
с. Александрийская Кизлярский район Республика Дагестан
  • Профессиональные стандарты

    Профессиональный стандарт педагога МКОУ «Александрийская СОШ»( с изменениями). Вторая редакция, адаптированная к ФГОС. 2022г-2026г

    Профессиональный стандарт педагога вступает в силу с момента опубликования на школьном сайте 14.12.2023г. В предыдущий стандарт вносятся изменения согласно письма Министерства образования Новосибирской области от 22.11.2022г. № 10359/25

    «Об усилении контроля», в соответствии с которым принимаются исчерпывающие меры по соблюдению положений части 3 статьи 48 Федерального закона от 29.11.2022г.

    № 273 ФЗ «Об образовании в Российской федерации» в части касающейся запрета на использование образовательной деятельности для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных

    убеждений для разжиганий социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также побуждения их к действиям,противоречащим Конституции Российской Федерации».

    1. Область применения.
    2. Цель применения.
    3. Актуализация ( приложение) профессионального стандарта педагога от 12.12.2022г.
    4. Часть первая: обучение.
      1. Часть вторая: воспитательная работа.
      1. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности).
      1. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.

    5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.

    Приложения:Приложение № 1. Расширенный, ориентированный на перспективу перечень

    ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности только при создании необходимых и достаточных условий.

    Приложение № 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя.

    Приложение № 3. Часть А. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики. Часть Б. Профессиональный стандарт учителя русского языка.

    Профессиональный стандарт педагога МКОУ «Александрийская СОШ» выполняет функции, призванные:

    Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

    Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

    Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

    Профессиональный стандарт педагога МКОУ «Александрийская СОШ»

    1. Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

    а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

    в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

    г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

    1. Цель применения
      1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
      1. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
      1. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
      1. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
    2. Актуализация ( приложение) профессионального стандарта педагога от 12.12.2022г.

    В Профессиональный стандарт педагога МБОУ СОШ № 189 вносятся изменения

    согласно письма Министерства образования Новосибирской области от 22.11.2022г. № 10359/25 «Об усилении контроля», в соответствии с которым принимаются исчерпывающие меры по соблюдению положений части 3 статьи 48 Федерального закона от 29.11.2022г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской федерации» в части касающейся запрета на использование образовательной деятельности для

    политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений для разжиганий социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также побуждения их к действиям, противоречащим

    Конституции Российской Федерации».

      1. Часть первая: обучение Педагог должен:
    1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной  деятельности.
    2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
    3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
    4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
    5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в

    образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

    1. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
    2. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).
      1. Часть вторая: воспитательная работа Педагог должен:
    3. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
    4. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
    5. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
    6. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
    7. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
    8. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
    9. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
    10. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
    11. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
    12. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально- ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
    13. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
    14. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
    15. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
    16. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
    17. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
    18. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
    19. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
    20. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
      1. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
    21. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
    22. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
    23. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
    24. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико- педагогического консилиума.
    25. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
    26. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
    27. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно- развивающую работу.

    Умение отслеживать динамику развития ребенка.

    1. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
    2. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
    3. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно- исторический, деятельностный и развивающий.
    4. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
    5. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого- педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
    6. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
    7. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого- педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
    8. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
    9. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
    10. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
    11. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально- психологических особенностей и закономерностей развития.
    12. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
      1. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе МКОУ «Александрийская СОШ»

    Педагог начальной школы должен

    1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
    2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
    3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
    4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
    5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
    6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

    5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога МКОУ «Александрийская СОШ»

    Приложение № 1

    Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий

    Важные, но фрагментарные элементы ИКТ-компетентности учителя входят в принятые в 2022г. квалификационные требования.

    Профессиональная ИКТ-компетентность

    Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование

    общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

    В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

    • Общепользовательская ИКТ-компетентность.
    • Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
    • Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ- компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

    В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

    Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность

    • Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.
    • Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа ее фиксации в информационной среде.

    Отражение требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-компетентности педагога и ее оцениванию

    Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-компетентности могут реализовываться и

    оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.

    Компоненты ИКТ-компетентности учителя Общепользовательский компонент

    • Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и

    завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.

    • Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
    • Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
    • Клавиатурный ввод.
    • Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
    • Навыки поиска в Интернете и базах данных.
    • Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

    Общепедагогический компонент

    • Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:
    • Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
    • Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
    • Организации образовательного процесса:

    выдача заданий учащимся,

    проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,

    oсоставление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,oдистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.

    ·Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:

    o ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,

    o следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),

    o используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.

    • Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
    • Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.
    • Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
    • Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм,видеомонтажа.
    • Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
    • Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.
    • Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.
    • Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.
    • Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья. Предметно-педагогический компонент

    После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

    • Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
    • Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).
    • Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
    • Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).
    • Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).
    • Знание качественных информационных источников своего предмета, включая: o литературные тексты и экранизации,

    o исторические документы, включая исторические карты (все предметы).

    • Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).
    • Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).
    • Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература)

    Приложение № 

    Психолого-педагогические требования к квалификации учителя

    Настоящее Приложение относится к требованиям, которые установлены в пунктах 4.3–4.5 профессионального стандарта педагога.

    1. Для эффективного выполнения указанной трудовой функции учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе следующие:
    • Гражданская и социальная идентичность.
    • Уважение прав и свобод личности.
    • Система ценностей личности.
    • Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде.
    • Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития.
    • Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
    • Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.
    • Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий.
    • Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности.
    • Формирование детско-взрослых сообществ.
    • Становление картины мира.
    1. Существует несколько способов получения и освоения указанных знаний путем получения специального образования и освоения образовательных программ (в классических и педагогических университетах):
    • Основных образовательных программ ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» уровня бакалавриата по профилям педагог дошкольного образования, учитель начальных классов.
    • Профильных программ магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование» по работе с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, детьми с ОВЗ и т.д.

    Приложение № 3

    Настоящее Приложение состоит из части А, которая устанавливает профессиональные требования к учителю математики и информатики, и части Б, которая устанавливает профессиональные требования к учителю русского языка.

    Часть А

    Профессиональный стандарт учителя математики и информатики

    Общие положения

    Учитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя. Формулируемые в настоящем разделе требования стандарта относятся (если явно не оговорено противное) также к учителю начальной школы в части его компетентности в преподавании математики и информатики.

    Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем особые задачи.

    Главным образовательным результатом освоения математики и информатики учащимся является формирование:

    • способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность,
    • способности к постижению основ математических моделей реального объекта или

    процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.

    Указанные способности реализуются в математической деятельности, в которой приобретаются и используются:

    • конкретные знания, умения и навыки в области математики и информатики, в том числе умения:
    • формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ),
    • проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример,
    • выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий,
    • пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, прикидывать возможный результат моделирования (например – вычисления),
    • применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно;
    • способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.

    Основная задача учителя – сформировать у учащегося модель математической

    деятельности (включая приложение математики) в соответствии со ступенью (общего) образования, включая дошкольную.

    Принципиальной особенностью школьной математики на начальной и основной ступени

    является наличие в ней целостной основной линии содержания, выраженной более рельефно и последовательно, нежели в других предметах. Пропуск любого значительного фрагмента в этой линии приводит к существенному снижению возможности дальнейшего учебного продвижения. В частности, содержание математического образования в старшей школе опирается на все математическое образование в начальной и основной школе.

    Следовательно, выявляемые пробелы в освоенном материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения последующего материала и формирования у учащегося чувства уверенности в знаниях на соответствующую тему. На дошкольной ступени также

    формируются необходимые элементы упомянутых выше результатов. Откладывание этого

    формирования до более поздних периодов приводит к снижению результативности обучения и качества образования.

    Математическая компетентность и упомянутые выше более общие свойства математической культуры используются как в других школьных предметах, так и в повседневной жизни учащегося.

    Роль учителя

    Учитель математики ведет образовательный процесс в области математики и информатики (в том числе арифметики, алгебры, геометрии, вероятности, анализа данных, информатики). Он также участвует в межпредметных проектах, требующих математической компетентности, и в оценивании математического содержания работ по другим предметам, размещенным в информационной образовательной среде (ИС).

    Предпосылки работы учителя

    • Соответствие ФГОС всех ступеней школьного образования:

    o в метапредметных и личностных результатах, включая грамотное и эффективное использование русского языка и языка преподавания,o в предметных результатах, относящихся к математике и информатике, o в применении математики в других школьных предметах и необходимых для этого результатах из других предметов.

    • Наличие высшего образования классического университета/технического/педагогического вуза, соответствующего специальности.

    Предметная компетентность учителя математики и информатики

    Учитель математики должен:

    • Уметь решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с учениками, задачи олимпиад (включая отдельные новые задачи регионального этапа Всероссийской олимпиады).
    • Устойчиво выполнять задания открытых банков на уровне, который может устанавливаться в зависимости от аттестационной категории учителя (приближение ближайшего периода для высшей аттестационной категории – решение случайно выбираемых заданий из открытого банка девятого класса на уровне не хуже 90% выпускников, из открытого банка одиннадцатого класса – на уровне не хуже 80% выпускников, для учителя начальной школы

    – из открытого банка для четвертого класса – не хуже 95% выпускников).

    • Владеть основными математическими компьютерными инструментами:

    o визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов,

    o вычислений – численных и символьных,

    o обработки данных (статистики),

    o экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика).

    • Квалифицированно набирать математический текст.
    • Иметь представление о широком спектре приложений математики и знать доступные учащимся математические элементы этих приложений.
    • Использовать информационные источники, периодику, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними учащихся.
    • Иметь канал консультирования по сложным математическим вопросам.

    Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру

    Учитель должен:

    • Уметь совместно с учащимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах. Понимать рассуждение ученика.

    Анализировать предлагаемое учащимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помогать

    учащемуся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении. Если это целесообразно, то помогать в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения.

    Формировать у учащихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства. Предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла. Поощрять выбор различных путей в решении задачи.

    • Сотрудничать с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др., уметь выполнять задания этих предметов, где существенным

    является математическое содержание, выполнять совместные межпредметные проекты, рецензировать размещенные в информационной среде работы учащихся по другим предметам с математической точки зрения.

    • Совместно с учащимися анализировать учебные и жизненные ситуации, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например,

    динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом. Поощрять инициативы учащихся по использованию математики.

    • Совместно с учащимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации.
    • Совместно с учащимися анализировать данные, получаемые в естественных (эксперимент) и общественных (опрос) школьных курсах, данные, предлагаемые самими учащимися, в том числе приводимые в СМИ. Выявлять недостоверные и малоправдоподобные данные.
    • Создавать самому и вместе с учащимися и использовать наглядное представление

    математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).

    • Вести диалог с одним учащимся или с группой (классом) в процессе решения задачи, выявлять сомнительные места, подтверждать правильность решения.
    • Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях. Проводить различия между точным математическим доказательством и «очевидностью», в частности, компьютерным приближенным измерением, вычислением.
    • Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и

    технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося, характера осваиваемого материала.

    • Формировать материальную и информационную образовательную среду, содействующую развитию математических способностей каждого ребенка и реализующую принципы

    современной педагогики; профессионально использовать ее элементы, знать о возможностях новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретном образовательном учреждении.

    Использовать в своей работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, помогать детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов.

    • Содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника

    улучшения и нового понимания. Содействовать мотивации и результативности каждого учащегося, используя такие свойства предмета, как:

    o красота (в том числе неожиданность) в соотнесении с опытом и предшествующей информацией,

    o объяснение и предсказание реальности,

     преодоление трудности, получение завершенного результата,

    o соревновательность с собой и другими учащимися.

    • Формировать позитивное отношение со стороны всех учащихся к интеллектуальным достижениям товарищей по классу, независимо от абсолютного уровня этого достижения.
    • Формировать представление учащихся о том, что математика пригодится всем, вне

    зависимости от избранной специальности, а кто-то будет заниматься ею профессионально

    • Содействовать подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.
    • Распознавать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности ученика к занятиям математикой, предоставлять ученику подходящие задания, вести кружки, факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в них учащихся.
    • Предоставлять информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных учреждениях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
    • Консультировать учащихся по выбору тех профессий, где нужна математика.
    • Достигать того, чтобы на любом занятии в классе и при выполнении домашнего задания каждый учащийся получил результат в решении хотя бы одной задачи.
    • Обеспечивать помощь учащимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогов, в частности тьюторов.
    • Использовать специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении.
    • Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
    • Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения).
    • Работать с родителями, семьей, местным сообществом по проблематике математической культуры.

    Общепедагогическая компетентность учителя математики и информатики

    Учителю рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:

    • Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.
    • Определение на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных (в том или ином образовательном контексте) способов его обучения и развития.
    • Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками

    образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».

    • Определение, на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС), с помощью (при необходимости) методической службы, оптимальных моделей

    педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.

    • Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования.
    • Организация деятельности учителя ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.
    • Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.
    • Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.
    • Организация олимпиад, конференций, турниров, математических игр в школе.

    Часть Б

    Профессиональный стандарт учителя русского языка

    Введение Учитель русского языка должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.

    Русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной.

    Русский язык формирует мышление и речь учащихся. От овладения им зависят уровень освоения национальной культуры, обретение российской гражданской идентичности.

    Главным образовательным результатом освоения русского языка учащимся является развитие:

    • коммуникативной способности,
    • установки на использование этой способности.

    В современном мире коммуникация предполагает существенное расширение текстовой (устной и письменной) коммуникации, как за счет традиционных и архаичных инструментов (жест, танец, модуляция голоса), так и основанных на ИКТ – гипермедиа, то есть системе

    текстовых, изобразительных, звуковых объектов и связей, ссылок между ними. В настоящее время сообщение для детей и учителя – это, как правило, гипермедиа: объект и его предъявление с использованием экрана, видеоаудиоисточников и инструментов с возможным участием человека.

    Дополнительным образовательным результатом является компетентность в лингвистике (науке о языке), прежде всего в лингвистике русского языка, в частности умение применять лингвистические знания в практике коммуникации.

    Указанные результаты уточняются ФГОС на всех уровнях общего образования.

    Ряд базовых понятий, используемых при лингвистическом описании языковых явлений, осваиваются учащимся в математике и информатике (например, понятия, относящиеся к структуре цепочек). Коммуникативная компетентность применяется и формируется во всех школьных предметах, прежде всего в литературе.

    Предметная компетентность учителя русского языка

    Учитель русского языка должен:

    • Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи

    массовых ошибок: «слов-паразитов», канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.

    • Осуществлять автокоррекцию. При сомнении, чьем-то замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым и орфоэпическим источникам Интернета.
    • Знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды.
    • Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно- исторические особенности развития региона.
    • Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе. Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному.
    • Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
    • Вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками.
    • Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.
    • Учителю рекомендуется осуществлять квалифицированный (по скорости, безошибочности и используемым приемам) текстовый ввод, в частности транскрибирование (расшифровку аудиозаписи).
    • Учителю рекомендуется использовать информационные источники (в Интернете и др.), в том числе иноязычные, пользуясь средствами автоматизированного перевода и звукового воспроизведения.
    • Являться активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра).

    Профессиональные компетенции учителя русского языка, повышающие мотивацию к обучению и формирующие лингвистическую культуру

    Учитель должен:

    • Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса.
    • Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате.
    • Стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.
    • Обучать учащихся методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.
    • Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций. Организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции.
    • Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики, рекламы и т.п. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование существующим литературным образцам, включая упомянутые.
    • Поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов.
    • Совместно с учащимися находить и обсуждать изменения в языковой реальности и реакции на них социума. Формировать у учащихся «чувство меняющегося языка».
    • Совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»).
    • Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.).
    • Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся с современными методами обнаружения этих этических и правовых нарушений.

    Общепедагогическая компетентность учителя русского языка

    Учителю русского языка рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:

    • Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.
    • Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками

    образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития; предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».

    • Определение, на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС), с помощью (при необходимости) методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.
    • Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования.
    • Организация деятельности учителя ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.
    • Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.
    • Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.
    • Организация олимпиад, конференций, турниров, лингвистических игр в школе.

    12.12.2022 г.                                                                                                  /Новикова Е.А./

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике